Идея “дворов без машин” становится все более популярной в городах с плотной застройкой. Это концепция, при которой автомобили не въезжают на внутреннюю территорию жилых комплексов. Вместо этого акцент делается на безопасность, удобство и экологичность, а для машин предусмотрен паркинг вблизи жилых домов.
Преимущества такого подхода очевидны: это создает защищенную среду для детей и пожилых людей, улучшает экологическую обстановку, снижает уровень шума и загрязнения, а также появляются пространства для общения и отдыха.
Как организовать безопасный «двор без машин»
Подземный паркинг или наземные парковки по периметру
Первый шаг в организации двора без машин — это решение вопроса с парковкой. Если застройщик планирует элитный жилой комплекс или работает в условиях плотной городской застройки делают подземный паркинг. Он полностью освобождает двор от автомобилей, добавляя простора и безопасности. Однако строительство подземного паркинга связано с высокими затратами и сложностями в проектировании.
Наземная парковка вдоль периметра — хороший вариант для более доступного жилья или в случаях, когда грунтовые условия или бюджет проекта не позволяют реализовать подземный паркинг. Такой подход позволяет оставить центр двора свободным для пешеходов и игровых зон, при этом сохраняя доступность парковочных мест.
Выбор между подземным и наземным паркингом зависит от класса жилья, бюджета, особенностей участка, запросов будущих жильцов.
Подземный паркинг
Подземный паркинг идеально подходит для проектов с высоким бюджетом и в условиях, где наземное пространство ограничено. Это способ полностью убрать машины из двора, но это сложное и дорогое решение.
Для надежной работы продумайте гидроизоляцию — она предотвратит скопление воды в паркинге. Качественная вентиляция убережет воздух от выхлопных газов, а доступ для пожарных и скорой обеспечит безопасность в экстренных ситуациях.
Например, в московском ЖК “Зиларт” жильцы могут сразу попасть в подземный паркинг на лифте. Это удобно, особенно если у вас дети или тяжелые сумки.
Наземные парковки по периметру
Если строительство подземного паркинга невозможно из-за бюджета или сложных условий участка, наземная парковка по краям комплекса становится разумным вариантом. Этот подход позволяет сохранить центр двора свободным для жителей, минимизируя затраты.
Чтобы такая парковка выглядела эстетично, её можно облагородить: высадить деревья, добавить декоративные ограждения или зелёные стены. Освещение, камеры видеонаблюдения и удобные проходы к подъездам сделают использование таких зон безопасным и комфортным.
Смешанный вариант
На больших площадях жилых комплексов сочетают подземные и наземные парковки. Например, машины жителей отправляются в подземный паркинг, а гостевые места делают наземными, у входов. Такой подход дает больше гибкости.
Важно четко разделить потоки: отдельный заезд для подземного паркинга и отдельные зоны для временной парковки. Это помогает избежать заторов.
Развитие инфраструктуры для альтернативного транспорта
Сегодня сложно представить город без велосипедистов и людей на электросамокатах. Поэтому для их удобства создают выделенные дорожки и места для парковки. Это помогает избежать столкновений с пешеходами и делает двор безопасным для всех.
Такие парковки должны быть расположены в местах, где они не будут мешать движению. Важно, чтобы велосипеды и самокаты могли спокойно парковаться, а жители — передвигаться без риска попасть под колеса.
Велопарковки и зарядки для электросамокатов можно разместить у подъездов, чтобы их было удобно использовать. Дорожки для велосипедистов и самокатов стоит спланировать так, чтобы они не пересекались с основными пешеходными маршрутами.
Гостевые места
Гости, такси, доставщики — все они неизбежно будут приезжать во двор. Чтобы их визиты не мешали другим жильцам, важно продумать специальные зоны для временной парковки.
Гостевые места можно разместить у въездов в комплекс или рядом с центральными входами. Для курьеров и такси удобно сделать небольшие остановочные карманы, где они могут быстро разгрузиться или высадить пассажиров.
Какие технические решения используются
Системы ограничения въезда
Чтобы автомобили не могли заезжать во двор, устанавливают автоматические шлагбаумы, ворота или дорожные барьеры. Они будут блокировать проезд, но при этом пропускать специальный транспорт, как пожарные машины или скорую помощь.
Есть системы распознавания номеров, которые позволяют автоматически распознавать авто экстренных служб.
Для удобства гостей можно предусмотреть несколько парковочных мест возле входа, которые можно использовать на ограниченное время. Эти места можно оснастить электронными системами, которые будут автоматически разрешать парковку на определенное время.
Успешные примеры
В московском жилом комплексе “Скандинавия” предусмотрены обширные зеленые зоны, современные детские и спортивные площадки, а проезд автомобилей по двору полностью исключен, что создает спокойную атмосферу для жителей.
Для водителей предусмотрены подземные паркинги. В комплексе также предлагается аренда машиномест на длительный срок. Для жильцов, которые не пользуются подземным паркингом, остаются общие дворовые пространства. Однако такое решение может быть не всегда удобным, особенно в часы пик, когда найти свободное место становится сложно.
В Санкт-Петербурге в проекте “Балтийская жемчужина” дворы предназначены исключительно для прогулок и отдыха. Для водителей выделены подъезды к подземным парковкам. Жильцы могут оставлять свои автомобили, не беспокоясь о безопасности машин. Также в проекте реализованы зоны для временной парковки, чтобы гости временно оставляли свои автомобили.
В Екатеринбурге в ЖК “Пикассо” построены подземные паркинги, чтобы освободить дворы от машин. Свободное дворовое пространство используется для отдыха, прогулок и игр. Жильцы могут оставлять свои машины в дворовых зонах, так как подземные паркинги предназначены не для всех. Это обеспечивает удобный доступ к автомобилям, но также может вызывать проблемы с нехваткой мест.
Интересный момент заключается в том, как жильцы решают проблему нехватки мест для парковки. Например, в Москве в ЖК “Малевич” некоторые владельцы квартир покупают семейные машиноместа для двух автомобилей. Это позволяет им экономить на стоимости и эффективно использовать пространство.